Аренда яхты в Крыму

Яхта как средство обитания

Есть ли смысл спорить о том, какое место на Земле лучшее для отдыха или туризма? Пока не почувствуешь на себе то, о чём пишут или говорят, самых красочных рассказов всегда недостаточно для собственного определённого мнения. Ведь бесполезно, к примеру, описывать вид с вершины и ощущения при восхождении тому, кто не бывал в горах.

Чёрное море — уникально не только географическим положением. Здесь действительно всё немного иначе и интереснее, чем в других водных бассейнах, но об этом расскажу чуть позже. А вот Крым занимает такое положение, что все вопросы относительно лучшего места в черноморском регионе просто отпадают при одном взгляде на карту.

Но изучать морские дали и романтические пейзажи по картам и фотографиям — хорошее занятие для домоседа. Активному же человеку нужны собственные ощущения и личный опыт. Просто один раз увидеть, а лучше и несколько, да ещё с разных сторон, чтобы не слушать чужих рассказов, а иметь основания предоставить свои суждения и впечатления.

Крымский берег с борта судна выглядит совсем иначе, чем с воздуха или суши. И сколько раз  Вы будете проходить мимо на прогулочном теплоходе или пассажирском судне, столько же раз захочется то подойти ближе, то встать на якорь в тихой бухте, а то искупавшись выползти на берег и поваляться на песке или гальке под убаюкивание тихого прибоя.

Какие бывают яхты и как выбрать подходящее судно?

Есть несколько классификаций судов этого вида по различным критериям. Не буду рассматривать спортивные, коммерческие круизные и суда специального назначения. У них существуют свои классы, но это не варианты, которые можно взять в аренду.

Термин «прогулочная яхта» не совсем точный. В одной из классификаций он означает, что судно относится к низшему классу по удалению от берега. Поэтому будем называть их «яхты для отдыха на море».

Они, понятное дело, могут быть моторными и парусными. Моторные суда классифицируются по району плавания (удалению от берега) и конструктивному исполнению. Удаление определяет мореходность и запас хода. Конструкции очень разнообразны и обеспечивают одно или несколько преимуществ:

  • Скорость хода на тихой воде и при небольшом волнении — скоростные яхты;
  • Возможность комфортного размещения определённого количества пассажиров — в некотором смысле это прогулочные яхты;
  • Возможность выполнения одной или нескольких функций — обеспечение спусков и работы водолазного снаряжения, комфортабельный отдых и обзор, хорошая мореходность, возможность подхода к берегу в различных условиях.

Парусные яхты по пригодности к удалённым путешествиям делятся на:

  • Прогулочные — маломерные суда с небольшими запасами ресурсов и невысокой мореходностью;
  • Прибрежные — суда с небольшим разрешённым удалением от берега и небольшой автономностью плавания;
  • Мореходные или крейсерские яхты.

Термины «прогулочная» и «крейсерская» яхты имеют иные значения в других (гоночная, спортивная) системах классификации.

По типу и количеству корпусов:

  • Однокорпусные;
  • Многокорпусные (катамараны, тримараны).

Однокорпусные яхты по варианту обеспечения остойчивости делятся на:

  • Килевые — набор яхты с килем и обшивкой имеет общую конструкцию;
  • Шверботы — дополнительный шверт имеет выдвижную конструкцию для остойчивости под парусом;
  • Смешанная конструкция — у яхты есть конструктивный киль, но шверт обеспечивает дополнительную остойчивость при полных парусах.

Различия по парусному вооружению зависят от количества мачт и типу парусов, которые несёт судно.

Как же выбрать годную яхту для отдыха при таком многообразии? Сначала важно определиться с типом движения. Хотите слышать только ветер, звуки рангоута и снастей? Или нужен шум мотора и вид кильватерной струи за кормой? 

По мне так в море, кроме паруса, не нужно ничего лишнего. Но здесь есть и минусы. Совсем без ветра, хотя такое редко случается, нет и хода. Зато при хорошем ветре ощущение полёта над водной гладью или волнами под шелест снастей — ни с чем не сравнимое чувство. Я желаю и Вам это узнать, если оно не знакомо.

Второй фактор выбора судна зависит от того, кем Вы хотите быть в этом путешествии — членами команды или пассажирами. От этого зависит:

  • Размер судна — нужен обслуживающий персонал или Ваша команда намерена справится своими силами;
  • Уровень комфорта — типы кают, спальных мест, зон отдыха.

Да, совсем забыл, если яхта парусная, это не значит, что двигателя на ней нет. Современные парусные яхты для отдыха чаще всего оснащаются и моторами. Это нужно для выработки электричества и движения в ограниченных акваториях. Ну и когда ветра нет совсем — такая яхта может двигаться, хотя и не очень быстро. Такое судно остаётся парусным по классификации, так как двигатель — не основное, а вспомогательное средство движения.

Различаются яхты и по материалам, из которых они сделаны. Условно их можно разделить на три основных вида:

  • Классические — суда, полностью изготовленные из надлежащих традиционных материалов. Сейчас их уже часто относят к виду «ретро». Это довольно дорогое удовольствие, при этом современные материалы, несомненно, предоставляют большие преимущества в сравнении с самыми ценными породами дерева.
  • Недорогие яхты, сделанные из современных материалов с невысокой стоимостью. Здесь используются в основном полимерные и металлические конструкции. Такие суда наиболее дешевы в производстве. Многие из них типовые и выпускаются серийно.
  • Эксклюзивные яхты, изготовленные из современных материалов премиального сегмента. Это тоже не дешёвые изделия, так как применяемые металлы и пластики, штучные изделия из них обходятся дорого. Такие яхты чаще всего делаются на заказ.

Большинство яхт для отдыха современного производства трудно отнести к одному из перечисленных видов, так как они включают в себя и современные материалы, и традиционные. Часто экземпляры среднего и более высокого сегмента могут похвастаться тиковой палубой, отделкой мест отдыха, а основные конструктивные части и детали выполнены из композитных и полимерных материалов.

Мачты, рангоут, такелаж и парусное вооружение, вспомогательное оборудование в большинстве случаев полностью делаются из современных материалов — их преимущества в использовании слишком очевидны.

Если Вы задумались о приобретении яхты в будущем — добро пожаловать на борт в качестве члена команды. Вам просто необходимо попробовать себя в этом деле. Пока не капитаном. Для этого нужны специальные документы. Их тоже можно со временем получить, если заболеете морем и яхтенным образом жизни.

Можете себе позволить содержание судна и команды круглый год? Тогда Вам не нужны советы — Ваша команда всё расскажет вполне компетентно.

Хотите просто присмотреться к морской жизни, а затем уже поду мать насколько это Ваше? Стоит начать с путешествия в качестве пассажиров с профессиональной командой.

Куда пойдём?

Да, не поедем. По морю только ходят. У моряков довольно серьёзные традиции и лучше их придерживаться с самого начала.

В Крыму разнообразие береговой черты очень велико. Здесь Вам и песок, и галька, и камни. Склон берега в одних частях полуострова очерчен горами, а в других — равниной или обрывистыми плато.

Наиболее посещаемые районы расположены на южном берегу (ЮБК). Здесь преобладает горных ландшафт, за исключением оконечностей с востока и запада.

Если песчаный грунт не создаёт проблемы для якорной стоянки, а в некоторых местах и для высадки на берег (кроме килевых яхт, конечно), то каменистые участки дна могут создавать значительные сложности. В Чёрном море найти якорную стоянку не везде простая задача. Местами глубины слишком велики сравнительно недалеко от берега, во многих районах стоянка регламентирована местными правилами, в ряде случаев постановка на якорь связана с опасностями при определённых направлениях ветра и волны.

Однако, годных для стоянки на якоре и у причалов вариантов в Крыму предостаточно. Рекомендации по их использованию опубликованы в лоциях, справочниках и хорошо известны яхтенным капитанам.

Если поставить себе задачу подробного исследования всех крымских бухт — нескольких длительных отпусков не хватит. Их довольно много, а каждая из них — отдельное приключение и для дайвера, и для рыбака, да и просто для внимательного путешественника.

Восточный берег

Бухты восточного берега полуострова омываются мелководным Азовским морем. Здесь характерны ракушечный берег и грунты, небольшие глубины. Азовское море мелководно. Казантипская, Арбатская,  Русская, Татарская и Широкая, Бирюзовая, Китенская, Булганак различаются глубинами и размерами, но этот регион интересен в основном для пляжного отдыха. Небольшие яхты заходят в эти места, но всякий раз следует следить за глубинами и фарватером для любого подхода к берегу — здесь много банок и мелей. Встречаются и камни. Бухту Булганак часто называют «Бухтой рифов» – здесь довольно много затонувших судов, что привлекает любителей подводных изысканий.

Черноморское побережье начинается с Керченской бухты или Керченского залива, как его иногда именуют, но эта часть ещё относится к западному берегу полуострова. Вместе с Павловской бухтой они образуют Керченский пролив. Крепость Керчь и Ак-Бурунские укрепления хорошо видны с морской стороны берега. Судоходство здесь довольно оживлённое, все фарватеры углублены. Керченский порт имеет грузовые причалы и район для приёма маломерных судов. Здесь же расположены несколько рейдов для грузовых и коммерческих судов.

Феодосийская бухта тоже довольно оживлённое место. Здесь на полуострове происходит переход от степного ландшафта Керчи через чётко выраженный яр феодосийского берега к скалистым урезам каменистых мысов. Бухта Тихая, разделяющая Коктебель и Феодосию, уже ограничивается 5-м и Хамелеоном, имеющими рельефный характер. Песчаное дно бухты у восточной части переходит в каменистый грунт. Порт Феодосии — хорошее убежище в случае непогоды благодаря молу, защищающему внутреннюю акваторию. Следующее такое убежище можно найти в Двухъякорной бухте с двумя молами и удобной акваторией для небольших судов.

Следующие при движении на запад бухты уже относятся к посёлку Коктебель. Провато, Капсельская, Коктебельская бухты — здесь начинается знаменитый горный массив Кара-Даг. Берег имеет несколько хороших подходов, есть и оборудованные причалы, набережные. Отдельное место, известное мореплавателям — Сердоликовая бухта. Здесь есть песчаный пляж и много причудливых природных каменных изваяний, гротов — это сердце Кара-Дага. Здесь заканчивается восточный берег, переходя в ЮБК.

Южный берег

Бухты Южного берега Крыма — вакханалия субтропического великолепия. Это царские места, недаром царствующие особы так любили здесь жить и отдыхать. Здесь вдающийся в Чёрное море берег скалист и разнообразен, а крымские вершины гор, высокие отроги мысов, огромные отдельные камни, возвышающиеся над лазурной водой создают неповторимый колорит. Глубины и грунты в бухтах в большинстве районов безопасны, но камней и навигационных опасностей очень много, однако все они исследованы и обозначены на картах. Мористее мысов бухт глубины везде судоходны — это самое сердце Чёрного моря. Навигационные условия бывают осложнены большой оживлённостью судоходства: яхты, прогулочные «морские трамваи», суда на подводных крыльях, виндсерферы часто требуют от мореплавателей повышенного внимания.

Подойти к берегу можно не везде. Но на ЮБК есть и песчаные пляжи с удобным подходом и большое количество причалов. Найти убежище в случае непогоды тоже не представляет труда. Однако, не в любую акваторию можно войти. Есть закрытые для частных судов зоны и причалы. Их не так много, все они хорошо различимы с воды и снабжены соответствующими знаками. Это могут быть военные, пограничные объекты или зоны, охраняемые ФСО. Такие вещи трудно с чем-то перепутать.

Лисья бухта расположена между заповедниками Кара-Даг и Меганом. Живописные берега, плавный переход глубин, длинный, местами широкий пляж. Довольно людное место, но здесь всегда можно найти удобное пристанище.

Чалка, Граверная и Акулья — небольшие бухты массива Меганом с преимущественно плоским грунтом и красивыми горными пейзажами.

Судакская бухта — большой естественный трёхмильный бассейн, создающий укрытие при большинстве преобладающих ветров. Здесь есть причалы и набережная. На берегу расположена Генуэзская крепость и г. Судак. Большая часть бухты — галечный пляж. В западной части — гряда камней с интересной морской фауной. Здесь есть что посмотреть и на суше, и под водой.

Зелёная — это знаменитый Новый Свет. Небольшой водный бассейн, простирающийся на половину мили не только создаёт укрытие, но известен ещё и самой теплой на ББК водой и зелёными водорослями ближе к галечной береговой черте. Водяные растения, формирующие цвет воды и стали причиной названия. Есть два причала и несколько мест с удобной стоянкой.

Бухты Синяя (Пиратская), Голубая (Царская), Кутлакская и Веселовская — небольшие живописные бассейны западнее Нового Света. Места здесь безлюдные в сравнении с большими бухтами. Причалов и молов нет, акватории довольно открытые, но почти всегда можно укрыться от ветра за одним из мысов Караул-Оба, Ай-Фок и др.

Обезьянья (бухта любви), Малая Лампада (Кучук-Лампатская), Партенитская — небольшие открытые бухты. Береговая черта преимущественно занята санаторными пляжами. Есть несколько сравнительно безлюдных мест с хорошим подходом и небольшой количество «дайверских» достопримечательностей  — камни, мысы с каменной грядой.

Теперь мы добрались до «Большой Ялты» — так часто называют эту часть побережья, включающую несколько бухт и посёлков, расположенных на берегу между мысами Аю-Даг и Форос (или м. Сарыч).

Гурзуфская — это всемирно известный «Артек» с неповторимым видом естественных каменных «исполинов». На берегу все поделено на участки и очень людно. Но морская часть бухты, как раз наглядно демонстрирует преимущества морского отдыха. Здесь можно провести много времени, есть что посмотреть и куда нырнуть. Несмотря на большое скопление людей на берегу, здесь и рыбалка неплохая. Есть места для якорной стоянки, несколько причалов с удобной стоянкой в случае непогоды или другой необходимости.

Ялтинская — открытая, как и большонство акваторий ЮБК, но здесь порт ограничен молами, есть хорошие причалы и полная инфраструктура. Есть и несколько открытых причалов. Сама бухта, можно так сказать, представляет собой часть большого города. Здесь есть и набережные и пляжи. В западной части не так многолюдно, но береговая черта изрезана санаторными пляжами.

Гаспра, Мисхор, Воронцовская бухта — здесь уже не так людно, но навигационная обстановка довольно оживлённая. Мисхор славится «Ласточкиным гнездом», возвышающимся на внушительных размеров скале, рядом довольно эксклюзивный каменистый массив. Здесь есть причал, но его использование затруднено для частников оживлённым движением рейсовых и чартерных прогулочных посудин самого различного размера. В Гаспре и Воронцовской бухтах поспокойнее в плане движения плавсредств. Царственные виды на дворцы, горные пейзажи, парки не оставят равнодушными никого. Причаливание и высадка тоже вполне возможны, как и морская стоянка в тихую погоду. Погружения здесь не столь интересны — есть места и побогаче, но любители глубин находят что увидеть и среди местных камней.

Алупка, Симеиз, Голубой Залив — это тоже бухты открытого типа. На каждой расположен соответствующий посёлок. Есть несколько примечательных мест для дайвинга, вполне приличная рыбалка. Грунты галечные, но встречаются и каменистые гряды. Берег полностью состоит из пляжей в основном общего пользования. Есть несколько причалов, где возможна стоянка.

Понизовская, Кастропольская, Меласская бухты характерны главным образом тем, что почти вся береговая черта занята санаториями или парком. Исключение составляют мысы, разделяющие бухты. Есть несколько причалов для коммерческого использования.

м. Форос и Тихая бухта — самая южная часть Крыма. Здесь и президентские угодья расположены. Есть и пара военных объектов. Их лучше обходить стороной. Остальные пространства представляют собой крайне разнообразные берега с большим количеством крупных камней, песчаными и галечными пляжами. В Форосе есть причалы и небольшая инфраструктура. Эти места славятся хорошей рыбалкой, включая проходные виды рыб. Часто встречаются стаи черноморских афалин — они знают, где ловить рыбу. Для дайвинга эти места тоже интересны. Береговая отмель в южной части имеет довольно резкое снижение. Здесь всегда чистая вода, но в периоды редких летних штормов форосский берег более других подвержен перемешиванию прогретого прибрежного слоя с глубинной водой. В этих случаях температура бывает на 2-3 градуса ниже чем в других местах. Такая ситуация может продолжаться в течение нескольких дней после морского волнения.

Севастополь

Формально бухты Севастопольского района относятся уже к западному побережью. Однако, берег от м. Сарыч до м. Херсонес имеет характерный общий фронт, обращённый на юго-запад. Рельеф берега и дна больше похож на ЮБК, чем на берега западной части Крыма. Здесь песок сочетается с камнями и галькой, а высокий берег ещё продолжает нависать над морем.

Бухта Ласпи с рельефным лесистым берегом на яру — хорошее сочетание субтропической растительности, черноморского каменистого берега и тёплого бриза, который в южной части полуострова почти всегда радует паруса яхтсменов. Балаклавская бухта имеет закрытую причудливую форму. Берега, вдающиеся в море ограничивают довольно значительную акваторию. Здесь есть несколько удобных причалов, инфраструктура для маломерных судов, места высадки. Есть и удобные якорные стоянки, годные даже для убежищ при серьёзных штормах.

Между мысами Фиолент и Херсонес проходит почти прямая скальная гряда, изрезанная местами несколькими небольшими бухточками. Это переходный район между горной структурой ЮБК и западным пологим ландшафтом.

Мыс Херсонес уже полностью обрамлён песчаной береговой линией. Берег в районе древнего городища ещё возвышается над водой, но уже в значительном отдалении от уреза воды. В затоках очень тёплая вода, есть места для высадки и удобной морской стоянки.

Севастопольские бухты — отдельная крупная акватория, расположенная между и мысами Сарыч и Лукулл. Здесь много бухт и бухточек, большинство из них имеют сообщение с большой Севастопольской бухтой, ограниченной двумя молами. Это самый крупный и оснащённый инфраструктурой порт на полуострове. Здесь много стоянок, рейдов и причалов, как внутренних, так и внешних. Несколько районов специально предназначены для захода частных судов.

Западный берег

Западный берег и его водные акватории менее интересны для дайвинга. Здесь практически нет камней. Дно и берег состоят из песка и ракушечника.

Однако, для яхтенного отдыха и рыбалки западная часть находит много приверженцев. Здесь бывает проще организовать стоянку и купание. Вполне приличные угодья для рыбалки.

Бухта Троица, Каламитский залив, Евпаторийский залив — открытые акватории, ограниченные не слишком выдающимися мысами с большими песчано-ракушечными берегами. В обоих заливах есть несколько причалов.

Небольшая бухта Убежище — известный приют для диких туристов. К этому располагает плоский берег с каменистым урезом, сформированный слоистыми осадочными породами и ракушечником, несколько удобных сходов к воде. На берегу часто можно встретить значительное количество палаток.

Бухта Алтеш, состоящая из двух секций, имеет необычный для этих мест берег. Неприступный обрыв из слоистых пород позволяет заходить в бухту преимущественно морским путём. Пляжная линия практически отсутствует. В акватории есть довольно необычная каменная гряда с вычурными очертаниями и в надводной, и в подводной части.

Самую необычную для этих мест форму имеет бухта Караджинская (Кара Аджи). Узкий проход со стороны моря закрывает продолговатую часть акватории, которая заканчивается небольшим песчаным откосом. Длинная часть бухты образована красивыми вертикальными обрывами слоистой породы.

Где можно арендовать яхту в Крыму?

Если речь идёт об обыкновенной прогулке на небольшом прогулочном судне — их можно встретить в любом сравнительно крупном городе или посёлке, где есть причал или эллинги со слипами. Но это прогулка, а не полноценная аренда. Здесь можно, скорее, покататься, но это вряд ли можно назвать путешествием или приобщением к яхтенной жизни. К тому же в часовом выражении нанять яхту или катер, ожидающий случайных пассажиров, всегда дороже.

Наибольшие возможности для аренды предоставляют в Севастополе несколько яхт-клубов: «Черноморского флота №57», «Адмирал» и «Юг» в Круглой бухте, и компаний, владеющих маломерным флотом. Есть яхт-клубы в Балаклаве — «Золотой символ», Алуште — «Алушта Марина», Ялте — «Калипсо». Часто аренду яхт предоставляют агентские фирмы и агрегаторы. Они не владеют флотом, выступая посредником и продавцом услуг. Это не всегда плохо, если работа выполняется качественно и профессионально. Многие владельцы яхт, включая яхт-клубы, не занимаются сами продвижением услуг аренды, перекладывая эту нагрузку на партнёров.

В Севастополе и Балаклаве есть центры обучения яхтенному делу. Здесь можно пройти курс обучения и получить соответствующие документы международного образца.

В Балаклаве тоже довольно много яхт. Есть и яхтенная марина, единственная пока на побережье, предоставляющая весь комплекс услуг экипажам и владельцам на общепринятом мировом уровне. Такой же сервис планируется организовать и в Ялте, да и в других популярных местах: Коктебель, Алушта, Форос, Судак, Феодосия. Действительно, если сравнить холодные Норвегию и Финляндию по количеству арендуемых яхт с Крымом — соотношение будет просто неприличным. Хотя в Балтике по сравнению с Чёрным морем просто не очень понятно что делать на этих самых яхтах. Так что можно ожидать развития этого вида бизнеса в Крыму в самое ближайшее время. В Ялте уже есть инфраструктура, совсем скоро появится современная марина и, конечно, разветвлённый сервис по аренде.

В любом случае, арендовать судно лучше заблаговременно. Это существенно дешевле. Кроме того, Вы получите именно то, что нужно в удобное для Вас время и в нужном месте. Процесс аренды довольно прост, но включает большое количество нюансов. Лучше их учесть на берегу.

Если Ваш отпуск предполагает морское путешествие не на всё время, а в другой период Вы будете находиться в локации, далёкой от указанных мест аренды яхты — можно договориться и о перегоне. Правда, так почти никто не делает. Перегон обойдётся существенно дороже доставки всей Вашей компании на яхту. Но такая услуга тоже есть, она часто применяется для проведения корпоративных мероприятий или семейных торжеств.

Цены яхтенного отдыха

Яхтинг не считается бюджетным видом отдыха. Однако, если адекватно сравнивать с другими активными видами — морской вариант часто выигрывает. Это если посчитать все затраты, конечно.

Путешествуя на яхте, Вы не платите за жильё и транспорт. Питание планируете заранее, а планирование — стержень экономии! Вас не накормят красивой необычной, а поэтому вредной и дорогой пищей. Вам не впарят абсолютно ненужные мелочи и аксессуары. Здесь и на чай давать, в общем, некому. Дельфины этого не оценят. Им лучше пойманной рыбкой. Все Ваши удовольствия уже включены в стоимость аренды.

Если говорить о небольших моторных яхтах — цены на них вполне определённые. Они зависят от размера и конструкции судна, а также сезона. Ниже приведу ориентировочные цены аренды для «высокого сезона». Пока не пугайтесь, в другое время они реально ниже.

  • Небольшая моторная яхта с максимальным количеством пассажиров 4-8 чел., длиной 8-10 м, с двигателем 40-50 л.с. обойдётся в 80-100 тыс. руб за неделю аренды;
  • Средняя яхта, длиной 12-14 м с максимальным количеством людей на борту 8 — 10 чел. с двигателем 55-75 л.с. (распространённый тип «Бавария») стоит 100 — 140 тыс. руб. в неделю;

На небольшой яхте сильно не развернёшься и не разгуляешься. На этом судне не очень удобно и комфортно жить продолжительное время. Они годны для небольших переходов с длительными остановками. Соответственно, в стоимость отдыха нужно добавить и стоимость проживания на стоянках.

Большие моторные яхты «с условиями» и «с комфортом» стоят дороже. Такие яхты оснащены просторными кокпитами, «прогулочной палубой» (яхтенной, конечно), просторным салоном. Каюты в этом сегменте тоже попросторнее, часто бывает и несколько гальюнов, душевых. Информация о ценах на эти яхты в конце блока.

С парусными яхтами разбежка цен значительно больше. Это связано с тем, что их свойства и конструкции на так очевидны, как у моторных.

  • Небольшая парусная яхта или катамаран с максимальным числом людей на борту 6-8 человек, длиной 8-12 м может стоить 150-300 тыс. руб. за неделю;
  • Средняя яхта длиной 11-14 м с максимальным числом пассажиров 8-14 человек обойдётся в 300-600 тыс. руб. за неделю;

Недельные цены предполагают заблаговременное бронирование в указанием дат и всех деталей предполагаемого путешествия. При бронировании непосредственно перед путешествием стоимость, конечно, возрастёт. Сравнивая малые и средние яхты с большими (как правило, это парусная шхуна), следует учитывать, что формальная вместимость по количеству людей — не основной фактор. Есть средние яхты, вместимостью до 20 человек, но они там как сельди в бочке расположены. Нормально, конечно, если просто нужно куда-то доехать. Но несколько дней в таких условиях — это уже совсем не похоже на отдых. Про аренду большой парусной яхты поговорим в конце этого блока.

Нужно ещё учитывать, что это только стоимость аренды. Для калькуляции полных затрат нужно добавить и другие неизбежные расходы:

  • Оплата работы капитана (если он присутствует) 5-10 тыс. руб. в день в зависимости от класса яхты;
  • Оплата экипажа яхты (2-3 чел) — 7-20 тыс. руб. в день;
  • Оплата работы яхтенного кока (если не нанят экипаж полностью) — 5-7 тыс. руб. в день;
  • Сервисный сбор (оплата уборки и проверок до и после аренды) — 8-15 тыс руб единовременно.

В зависимости от продолжительности путешествия, вариантов и количества заходов и стоянок следует учесть ещё портовые сборы и плату за стоянку. Они не очень высокие, но если заходов и стоянок много — это соберёт заметную сумму. Для моторной яхты нужно учесть и стоимость топлива, исходя из расхода на планируемую дистанцию.

Отдельная статья затрат — питание. Здесь, понятно, всё зависит от Вашей компании. Если Вы бывали хотя бы в пеших походах или в горах — этого достаточно для самостоятельной организации питания. Яхтенная жизнь почти такая же, стоит только учесть другие способы хранения и приготовления пищи. Яхтенный сервис предлагает и кейтеринг — не буду комментировать, плюсы и минусы известны. Если опыта самостоятельного снабжения нет, а полупродукты использовать не хочется — стоит задуматься на первых порах об услугах кока. Опытный кок сэкономит Ваши деньги, всех и всегда хорошо накормит. Проверено неоднократно.

Страховки. Их может быть несколько или одна, входящая в аренду. Не очень большие суммы, но есть пара моментов, я о них в самом конце расскажу.

Все указанные цены относятся к «высокому сезону». Для Крыма это август. В средний сезон (вторая половина июня, июль, начало сентября) цены снижаются на 10-15%. В «низкие сезоны» — остальное время навигации — цены могут быть ниже на 20-30%.

Суточные цены заметно выше, чем приведённые недельные, разделённые на семь. Зато, при аренде на более длительное время логично потребовать скидку. Серьёзные компании планируют ценовую политику заблаговременно и не меняют цен в течение сезона. Это делается потому, что большая часть людей планирует яхтинг заранее и арендуют судно за несколько месяцев. Мелкие поставщики услуг могут менять свои цены, в том числе и в сторону существенного демпинга. Но с ними другие проблемы, о них скажу в самом конце.

Теперь, как обещал, немного информации про большие яхты этого сегмента. Речь идёт о судах до 20 м длиной. Есть, конечно, моторные яхты большой вместимости с комфортными условиями на борту. Но их не так много, так как на мой вкус они очень проигрывают парусно-моторным яхтам. Из преимуществ больших моторных яхт стоит отметить большую скорость при движении под двигателем. Всё остальное — один большой недостаток… Здесь некуда поставить паруса.

Парусно-моторная яхта может идти под двигателем или под парусами. Иногда используют и смешанный режим. Это позволяет в любую погоду и при любых навигационных условиях найти оптимальный и комфортный способ передвижения.

Самое интересное, что парусно-моторная яхта стоит дешевле полностью моторной. Суточная  ставка аренды крейсерской двухмачтовой шхуны с двигателем и полным парусным вооружением обойдётся в каких-нибудь 80-100 тыс. рублей в сутки. Это не так дорого, так как большие яхты сдаются в аренду вместе с экипажем.

На таком судне может комфортно разместиться 18-20 человек в течение нескольких дней, не включая в это число экипаж (обычно ещё 2-4 человека).

Моторная яхта таких размеров встанет на 20-40% дороже. Ну и кушает она довольно много топлива, так что придётся добавить ещё и расходы на горючее.

Ещё один момент. При сравнении размеров моторной и парусной яхт следует учесть, что конструкция парусной яхты часто такова, что её фактическая длина превышает регистровую. А у моторных — всё по-честному, но от этого их реальный размер несколько меньше.

В заключение разговора про цены снова скажу, что яхтенный отдых и яхтенное путешествие, если честно и внимательно посчитать все затраты на несколько человек, всё равно окажется дешевле любого другого вида настоящего активного времяпровождения.

Особенности черноморского бассейна

У акватории Чёрного моря есть несколько особенностей. Даже если Вы бывали здесь, возможно не обращали внимание на некоторые аспекты. Они важны для яхтинга, поэтому остановлюсь на главных из них.

Солнце, как известно, всходит на востоке. Весь южный и западный берег Крыма позволяет застать утренние часы восходящего Солнца. На ЮБК хорошо виден и закат, как и на восточном берегу.

Известная отличительная аномалия Чёрного моря — сероводородный слой на глубинах 25-50м и ниже. Глубже практически нет жизни. Из этого фактора следуют отличия:

  • Жизнь в прибрежной зоне более активна, чем в других морях аналогичных широт;
  • Есть эндемичные виды животных и растений;
  • Сероводородный слой служит естественным очистителем всей массы морской воды.

Здесь, у крымского побережья самая чистая морская вода в мире, что бы там ни говорили. Это не о прозрачности, а о химико-биологическом составе. Не знали? Теперь знаете. Подумалось, что кулик своё болото хвалит? Нет, я совсем из других мест и с другого моря. Но вот так.

Ветры в Чёрном море, в основном, предсказуемы. В летний сезон серьёзные шторма — большая редкость. Однако случаются и аномалии, в том числе и смерчи. Крым в этом отношении — самое благоприятное место. Они здесь нередко зарождаются, обрушивая свою мощь на материковое побережье (Новороссийск, берег Кавказа). Современные средства Гидрометеослужбы хорошо предсказывают возможные катаклизмы, но к оповещениям следует отнестись внимательно.

Черноморская волна в период порывистых ветров часто бывает короче, чем в других акваториях. Этот фактор следует учитывать, он совсем не благоприятный для небольшого судна при отсутствии опыта. Изрезанный каменистый берег при значительном волнении часто порождает несколько дополнительных систем волн. Слияние таких волн тоже иногда создаёт известные мореплавателям опасности.

Знаете, конечно, про черноморскую камбалу? Здесь она не живёт на дне, обитая на границе «сероводородного слоя», поэтому она и не плоская. Так вот, такой рыбы больше нигде нет. Очень изысканная вещь! Кстати, если поймаете и станете готовить — проконсультируйтесь, как это делать, есть пара секретов. Иначе намучаетесь, а в результате она не будет так вкусна.

Документы, правила, ограничения

Итак, Вы с нами? Я имею в виду, заразились морским отдыхом в лучшей части Чёрного моря? Ок, но перед тем, как начинать процедуру аренды судна, нужно учесть существующие правила и ограничения.

Если хотите брать яхту в аренду без капитана — Вам нужна «яхтенная лицензия». Это диплом яхтенного шкипера или яхтенного капитана. Есть несколько систем дипломирования экипажей маломерных судов. Они различны во всех странах, так как не подпадают под Конвенцию о дипломировании и несении вахты (маломерное прогулочное судно: длина менее 20 м, число пассажиров не более 12, общее количество человек на борту не более 18). В РФ этот вопрос регулируется Кодексом торгового мореплавания РФ, Кодексом внутреннего водного транспорта РФ, Приказом Минтранса РФ от 22 октября 2009 г. N 185.

По законам РФ вид и форма документа (диплома), необходимого для самостоятельного управления маломерным судном зависит не от вида, типа и конструкции, а от того, где это судно зарегистрировано. Возможных вариантов только два: ГИМС МЧС РФ, Росморречфлот.

В соответствии с местом регистрации:

в ГИМС МЧС РФ

Судоводитель должен иметь:

  • Удостоверение для управления маломерным судном установленного типа на конкретный район плавания.

В Росморречфлоте

Судоводитель должен иметь, выданное региональной морской или речной администрацией:

  • Удостоверение рулевого;
  • Диплом яхтенного капитана прибрежного плавания или Диплом яхтенного капитана.

Суда, предоставляемые яхт-клубами обычно регистрируются в Росморречфлоте. Частные суда других владельцев в ГИМС. Но это не правило.

Диплом яхтенного капитана может иметь ограничения по району плавания или быть неограниченным. Удостоверение ГИМС всегда имеет ограничения.

В яхт-клубах существует система обучения и выдачи дипломов. Есть варианты ускоренного обучения. Не буду вдаваться в подробности, но если Вы хотите, чтобы Ваш диплом признавали везде (а не только в этом клубе) ознакомьтесь с квалификационными требованиями и необходимым цензом (Приказ 185 со ссылками) и уточните, как именно соблюдаются эти правила и какой конкретно диплом Вы получите. Иначе можете потратиться напрасно. Были случаи признания документов недействительными.

Не верьте обещаниям: «Сделаем диплом шкипера за два дня». Такой диплом только девушкам можно показывать и то, если они мало читают. Яхт-клубы проводят обучение, но этот процесс входит в общую систему, аналогично автошколам. Прерогатива выдачи дипломов принадлежит только двум перечисленным государственным органам.

Ваш друг капитан супертанкера? Он говорит, что может управлять любой яхтой? Это не так. Его права не больше Ваших. И в данном случае его документы не имеют силы. Если у Вас есть лицензия или диплом, выданный в другой стране — его действенность зависит от многих аспектов. Лучше проконсультироваться в ГИМС или Росморречфлоте.

Напугались? Напрасно. Идущий дорогу осилит. Здесь нет ничего сложного — все процедуры намного проще, чем получить водительские права. Но если не хотите начинать самостоятельное путешествие с обучения и дипломирования — Вам нужен капитан.

Поведение на борту

Арендовав яхту, Вы стали её временным владельцем. Но не совсем так. На море всё немного не так, как на суше. Сняв гостиничный номер в нём можно хоть на голове стоять — Ваше право. На яхте стоять на голове нельзя. И Вам этого не позволят. 

Капитан отвечает за безопасность судна, команды и пассажиров. Он не будет исполнять все Ваши прихоти. Нет, у капитана нет намерений испортить Вам отпуск, но всё, что он  сочтёт небезопасным для Вас и окружающих он делать не станет и никому не позволит.

Эта яхта для Вас, здесь можно всё трогать — но не всё. Везде можно ходить, но не всегда и не как хочешь. Много зависит от режима движения, навигационной обстановки, конкретного положения и состояния снастей. Всего не перечислишь — лучше спросить у капитана где и как ходить, что можно трогать и когда. Да, Вы сейчас как бы у себя дома, но на море мы все в гостях. Эти стихия — извольте уважать её  вековые традиции и правила.

Заходить на судно можно только по сходне. Нет сходни? Тогда через транец по трапику, через бак, если яхта пришвартована лагом, но не перелезайте через леер. Это не ком-иль-фо, даже если он совсем не велик.

Яхтенная одежда: комбинезоны, куртки, брюки, головные уборы, обувь… Всё это, конечно можно купить для всего Вашего коллектива, но получится слишком накладно. Ничего страшного, всё можно подобрать из имеющегося в наличии, главное — учесть некоторые несложные правила. Самое важное, пожалуй, обувь. Она должна быть довольно мягкая (тик и гладкий пластик легко повреждаются), не скользящая и не слетающая с ноги. Яхтенные туфли (ботинки) — что-то среднее между мокасинами, кроссовками и спортивными туфлями. На первый случай кроссовки подойдут, но такие,  у которых подошва без значительных выступов. И, конечно, никаких высоких каблуков, тем более, «шпилек»! Одежда — полуспортивное что-то без излишеств всяких.  Металлические предметы в одежде (выступающие бляхи на карманах и т. д.) нежелательны. Всё, что может повредить мягкое дерево, исключить. Головной убор по времени года с учётом солнца и ветра — чтобы не слетело. Куртка-ветровик с капюшоном не будет лишней.

Спиртные напитки, «огненная вода». Да кто ж запретит! Пожалуйста! Вы же пассажир… Снова не совсем так. Ну Вы поняли. Безудержного возлияния и веселья лучше избежать. Для всех лучше — на море безудержной бывает только стихия…

Яхтсмены очень добрый, отзывчивый и приветливый народ, поверьте. Но вот Вам сделали замечание. Да ещё с другого судна.  Какое его собачье дело? Сейчас мы ему всё объясним… Не торопитесь огрызаться. Может быть, Вас приобщают к этой жизни, её традициям — Вы же сами этого хотели. Это был окрик? Вам он показался грубым? В мире ветров и волн люди иногда говорят слишком громко и отрывисто. Не обижайтесь. Скорее всего, Вас не хотели обидеть.

Некоторые важные аспекты аренды маломерных судов

Заканчивая экскурс в яхтенный мир Крыма остановлюсь на нескольких аспектах процедуры аренды судов этого сегмента, особенно важных, как мне кажется, для новичков.

  • Яхта — очень дорогое транспортное средство, а самые дорогостоящие части это не электроника и не навигационные приборы, а конструктивные детали палубы, некоторые виды отделки, некоторые бытовые «штучки» и, конечно, парусное вооружение.
  • Если Вы арендуете яхту без экипажа и капитана, приготовьтесь подписывать объёмистый многостраничный договор. Так принято, постарайтесь его внимательно прочитать — Вас может что-то не устроить.
  • При аренде яхты обращайте внимание на виды ответственности за повреждения и, что очень важно, инспекцию дефектов. Часто предлагается страхование дефектов. В случае отказа они могут быть «обнаружены». Но имейте в виду, это одна из статей дохода ненадёжных арендодателей. За такие «появившиеся дефекты» платят по несколько раз. В таком случае лучше оплатить страховку.
  • Вы, как арендатор, имеете право приглашать на судно кого угодно. Не допускайте на борт случайных людей. И ненадёжных тоже. За безопасность отвечает капитан, но даже если это не Вы — Вы отвечаете за поведение своих гостей. Вам не только оплачивать любой ущерб. При угрозе безопасности судна и людей капитан имеет право высадить любого нарушителя в любом месте. А может и сдать властям. Испорченный отпуск — точно не то, что Вы здесь ищете.

При поиске компании или клуба для аренды яхты лучше иметь дело с надёжной структурой. Отзывы, количество и состояние флота, участие в общественных союзах, собственный постоянный персонал, полный сервис, участие в системе страхования — не гарантия благонадёжности, но положительные факторы. Если аренда осуществляется через брокера или агента — следует выяснить юридические взаимоотношения с владельцем флота. Жуликов в яхтинге крайне мало. Не тот вид бизнеса. Но и такие встречаются — будьте осторожны.

Что взять с собой? Ничего лишнего — это самая точная рекомендация. Продукты (если не обеспечено), одежда (та, которая нужна, но без смены платьев в завтраку и ужину), снасти (если есть), аптечка… Да, на всякой яхте есть своя аптечка. Должна быть. Будете проверять? Помощь на море в Крыму приходит очень быстро. Экстренные службы работают как часы — проверено. Но в море это может занять объективно продолжительное время. Лучше взять с собой всё необходимое для Вашей команды. Есть добрая примета: возьмёшь в аптечке необходимое — оно точно не понадобится.

Ну вот, собственно и всё. Теперь жду Вас на просторах самых чистых и великолепных вод у жемчужины Российской Империи — лучезарного полуострова Крым. Семь футов Вам под киль и до встречи!

Родион

Родион

Предлагает апартаменты для гостей Севастополя

0 Comments

Submit a Comment

Your email address will not be published.